Полезная информация для родителей
Польза чтения для детей.
Дети очень любят когда им читают. Именно от родителей ребенок слышит первые стихи и сказки. Чтение книг детям влияет на их развитие. И вот как:
Польза чтения книг для детей очень велика. Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры.Из первых книжек самые маленькие узнают о правилах вежливости и основах здоровья, а также о самых простых правилах жизни.Чтение вслух имеет большое значение и для тех детей, которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное чтение это залог благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг. Именно поэтому у мамы и папы всегда должно находиться время, чтобы почитать детям.
Вот что происходит в моменты совместного чтения:
Читайте книги и прививайте любовь к чтению своим детям с раннего возраста.
Дети и телевизор
Многие родители не знают, когда малышам можно предлагать к просмотру первые мультфильмы и сколько должен длиться сеанс. Некоторые мамы регулярно используют различное видео для того чтобы отвлечь малыша, как во время работы по дому так и для своего личного отдыха.
Можно ли ребенку смотреть телевизор? С какого возраста и сколько? (сведения Роспотребнадзора):
Расстояние от глаз до экрана должно быть не менее 3 метров. Нельзя смотреть телевизор сбоку, в неудобной позе. В комнате должно быть нормальное освещение - не слишком светло или темно. Если ребенок смотрит долгий фильм - делайте физкультминутки, гимнастику для глаз. Не рекомендуется принимать пищу во время просмотра телевизора.
Отмечается, что просмотр телевизора отрицательно влияет на зрение детей (снижение остроты зрения), на осанку, нервную систему (развитие гиперактивности, нервного возбуждения), может способствовать повышению артериального давления. Электромагнитные поля около работающего телевизора негативно влияют на развитие организма в целом.
С самого начала родителям следует договориться с ребенком, сколько времени он будет смотреть телевизор в течение дня, недели. Невозможно постоянно контролировать ребенка, особенно когда родители работают. Разумный выход — приучать к определенным правилам как можно раньше, пока он еще маленький, тогда не придется потом применять «санкции». Всегда объясняйте ему свою позицию и причины, по которым вы ограничиваете время просмотра.Не ориентируйтесь на возрастную маркировку. Если рядом с названием стоит «0+» — это не значит, что мультфильм качественный и полезный. Это значит только то, что он не содержит сцен насилия, не пропагандирует курение и так далее. Выберите для ребёнка программы, которые вам покажутся важными, развивающими. Важнее не то, что ребенок видит на экране, а то, что потом он делает с увиденным.
Задача родителей — помочь ему употребить полученную информацию себе на пользу.
Поговори со мною мама...
О чём мы говорим c детьми, когда встречаемся с ними в конце рабочего дня? В большинстве случаев задаем вопрос: «Как дела?». Слышим ответ: «Нормально», обмениваемся еще парой дежурных фраз и расходимся по своим комнатам. Вот и пообщались.То, что с детьми надо разговаривать, ни для кого не новость. Хороший глубокий разговор – основа доверительных отношений, которые, в свою очередь, помогут «не потерять» ребенка. Поэтому психологи рекомендуют общаться с детьми тет-а-тет минимум 15 минут в день. Многие скажут, что разговаривают больше. Но давайте уберем из этих бесед темы: «Ты поел?», «А что поел?», «Как там в школе?», «Какие у тебя оценки?», «Что вам задали?», «Уроки сделал?», «Так что ты всё-таки поел?». В остатке будет не так уж и много, а 15 минут могут показаться вечностью.О чём же говорить с детьми и какие вопросы задавать, чтобы не получать в ответ стандартное «нормально»? Для начала нужно перестать спрашивать стандартное: «Как дела?». Стереотипные темы и вопросы создают иллюзию общения – нам кажется, что мы в контакте с ребенком, а на самом деле ничего о нём не знаем.«Ну что ты мне допрос устраиваешь?! Не хочу я отвечать на эти вопросы. Я хочу говорить о том, что мне интересно», – как-то заявила мне дочь. Это было очень отрезвляюще и очень честно. К подростковому возрасту дети настолько устают от наших автоматических вопросов, что они не только не хотят больше играть в автоматические ответы, но иногда вообще отказываются общаться.Это заставило меня задуматься над тем, как сделать общение с детьми более личным и сокровенным, дающим возможность открывать мир друг друга, а также, как в ситуации постоянной нехватки времени всё-таки это время найти. Мы начали практиковать душевные семейные беседы за ужином. Все члены семьи, включая нас, родителей, рассказывают свою историю: самое яркое впечатление дня, чему я сегодня научился (что нового я узнал). Яркое впечатление подразумевает как радостные, так и печальные события – то, что запомнилось больше всего. А вопрос о том, что нового я узнал, побуждает более внимательно относиться к происходящему вокруг. Мы выбрали именно эти темы, хотя список открытых вопросов для бесед, конечно же, ими не ограничивается:Какое настроение у тебя было в течение дня?Во что вы играли с друзьями?Что тебя сегодня расстроило (или напугало)?Что тебя сегодня порадовало (или насмешило)?Какую глупость ты сегодня сделал?Какой поступок, которым стоит гордиться, ты сегодня совершил?Что тебя сегодня удивило?Что сегодня было самым скучным?В самом начале, когда такое общение только появляется в жизни семьи, разговоры не сразу складываются. Ведь настоящая беседа подразумевает внимание к себе и своему опыту, в том числе умение его анализировать. Этому тоже нужно учиться.
Дети младшего возраста могут испытывать проблемы с описанием своего дня: они часто говорят, что, мол, у них ничего не происходило. Тогда поможет такой приём: попросите ребёнка вспомнить хронологию событий в течение дня, например: как он собирался в школу/сад, как шел/ехал туда; как встретился с друзьями; каким был первый урок, второй урок, а потом перерыв на обед и т.д. Когда вы перечисляете события, ребенок обязательно вспомнит что-то, что его взволновало на каком-то из этих этапов. Со временем он научится рассказывать о себе и своих переживаниях без дополнительной помощи.На самом деле дети обожают эти семейные беседы и очень скоро начинают напоминать: «А давайте новостями делиться! Мы же сегодня еще не обсуждали, как у кого дела». Это становится приятным, объединяющим времяпрепровождением. Главное помнить, что беседа – не допрос. Тон беседы важен точно так же, как и сама беседа. Пусть разговор будет теплым, плавным и очень душевным. Не критикуйте, не оценивайте, не давайте советов, которых ребенок не просит. Просто наслаждайтесь рассказами друг друга.Обязательно сами делитесь новостями, открытиями и тем, что у вас в течение дня произошло. Если дети не знают с чего начать – расскажите о себе первым. Это вдохновит ребенка на собственный рассказ. И не обязательно это должно быть что-то образцово-показательное – не бойтесь «потерять лицо»: история о том, как вы облились чаем на работе, покажет ребенку, что вы можете ошибаться, а также умеете смеяться над собой. Дети обожают, когда родители рассказывают про то, какую глупость они сегодня совершили.Когда вы делитесь своими впечатлениями и историями, это не только сближает вас с ребенком, но и подталкивает к собственному развитию. Рассказ о том, как прошел день и чему новому вы научились, становится своеобразным самоанализом и важными вопросами самому себе: «А что происходит в моей жизни? Продолжаю ли я развиваться? Что интересного я могу рассказать своему ребенку и чему его научить?»Детям, особенно подросткам, также важны истории родителей из детского периода и периода взросления – о том, как они справлялись с проблемами и сложными ситуациями. Через этот опыт подростки учатся преодолевать трудности и решать непростые вопросы, которыми наполнен период взросления. Именно поэтому подросткам нужно чуть больше внимания и приватности в общении. Конечно, лучше поговорить с каждым ребенком с глазу на глаз. Но если для детей доподросткового возраста общая беседа за столом не мешает рассказать про свои новости и переживания, то для подростка необходима более интимная обстановка и свои, особенные темы. Обсудите с ним в индивидуальной беседе:«Как твои дела с друзьями?» Отношения со сверстниками – это фактически единственное, что его в этот период волнует. Спрашивайте, как его друзья и как складываются отношения с ними. Делайте это персонифицировано, с именами. Например: «Ты рассказывал, что вы вчера поссорились с Васей. Как у вас сегодня?» И помните, что это должно идти не от желания допросить, а от искреннего интереса к жизни ребенка.«Могу ли я что-то для тебя сделать?» («Нужна ли тебе какая-то помощь/поддержка от меня?») Этот вопрос задавать подросткам очень важно: они не всегда сами придут за помощью, но очень часто в ней нуждаются.«Может быть, мы вместе что-то поделаем?» Этот вопрос снимает стандартный контекст «обязаловки», вроде «садись делать уроки» или «иди мой посуду», и становится приглашением отвлечься и провести время за каким-то приятным совместным занятием.Например, благодаря этим разговорам, у нас с дочерью появился «Девчачий киноклуб» – каждая из нас по очереди предлагает фильм для просмотра, и мы раз в две недели, укутавшись в одеяло и приготовив себе горячий шоколад, смотрим кино, а потом его обсуждаем.Помимо фильмов это может быть что угодно: книги, игры, любой предмет, который увлекает вашего ребенка и то, что вы могли бы пообсуждать вместе. Например: «Я сегодня посмотрела интересный ролик на YouTube – хочу тебе его показать. Мне кажется, он тебя заинтересует». Не важно, что вы выберете для обсуждения – выставку современного художника или новую компьютерную игру. Правило только одно: это должно быть интересно вам обоим. Не нужно обсуждать что-то «высокодуховное» только для того, чтобы выполнить программу «Я хороший родитель», когда при этом вы оба зеваете. Найдите то, что по-настоящему захватывает вас обоих.Экспериментируйте, придумывайте темы для бесед, будьте открыты. Качественное общение, когда вы с ребенком искренне вовлечены в совместный диалог, очень сближает. Вы начинаете понимать, чем живет ваш ребенок и что его беспокоит, открываете для себя его мир. Поэтому не лишайте себя удовольствия от общения друг с другом и оставайтесь с детьми в контакте.
Интернет зависимость у детей
С проблемой Интернет зависимости детей сталкивается немало родителей. Но, к сожалению, лишь единицы родителей знают, как грамотно действовать в такой ситуации. Дети и подростки, да и чего лукавить, многие взрослые сильно зависимы от гаджетов. И это вполне логично, если учесть, что телефоны, планшеты и другие устройства заметно облегчают нам жизнь.И всё же, детям и подросткам необходимо подумать о своём будущем и меньше времени проводить с гаджетами в «обнимку». Мало детей делают это по собственной инициативе. А родителям - о здоровье своих детей, как физическом, так и психическом.
Несколько советов родителям:
1. Для начала нужно понять, что гаджеты – это не зло. Сами по себе они вреда не наносят. Опасна именно зависимость от них. Не стоит ребёнку говорить: «Ты снова в своём телефоне? Люди от них глупеют! Немедленно его отложи и займись делом!», «А вот мы раньше жили без телефонов». Это ни к чему не приведёт.
2. Следите, сколько вы времени проводите в телефоне. Если ребёнок вас часто видит с телефоном или планшетом, неудивительно, что он и сам не захочет отрываться от экрана.Устраивайте дома «пару часов без гаджетов». Пусть эти пару часов все члены семьи проведут за семейным ужином, общением, поделятся впечатлениями за день, поиграют вместе в настольную игру. Вначале для всех это будет казаться скучным и непривычным, но потом это время будет приносить много пользы для всех семьи.
3. Научите ребёнка дозировать время, проведённое перед экраном. Важно чтобы ребёнок сам научился контролировать это время. Если он может заиграться и не заметить, как прошло время, то пусть ставит таймер или будильник. Но это должно стать зоной его ответственности.
4. Отключайте Интернет после отведенного времени. Особенно контролируйте ночью. Дети сидят в Интренете до самого утра, а родители об этом даже не догадываются. Утром они не в состоянии идти в школу. Появляются проблемы с посещаемостью, со здоровьем. Ребенок становится агрессивным. У него наблюдается резкая смена настроения.
5. Нельзя совсем запрещать ребёнку пользоваться гаджетом. Всё равно он найдёт способ это делать, а вы станете его врагом.Замените развлекательный контент на более полезный и познавательный. Сейчас много приложений для развития, обучающих и логических игр, приложений для изучения языков.
6. Говорите с ребёнком «по душам». Порой ребёнку не хватает тёплого и доверительного общения с родителями, и он ищет это всё в виртуальном мире. Будьте другом для ребёнка, чтобы он не боялся спрашивать у вас советов или просить помощи. Интересуйтесь у него, кем бы он хотел стать, какое будущее для себя видит. Интересуйтесь его целями и желаниями. Поощряйте его маленькие достижения на пути к этой цели.
7. Помогите ребёнку найти увлечения. Не заставляйте его чем-то заниматься, а именно помогите ему.Объясните ребёнку, почему именно вредно и опасно проводить столько времени перед экраном
8. Проводите больше времени с ребёнком. Не только, когда нужно помочь с уроками, но и просто вместе погулять или сходить поесть мороженое. Ведь очень часто детям в играх или интернете жизнь кажется более яркой и эмоциональной. Пусть яркие эмоции он получает и в реальном мире. И получайте эти эмоции вместе с ним.
Государственное бюджетное учреждение Калужской области